Эксперт
Тема: Московские торги №5 Дата: 2004/5/19

УЧИТЬСЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ
Как локализовать некоторые критические точки проявления типичных случаев коррупцииПять лет работы любой системы – достаточный срок для того, чтобы можно было делать выводы о тенденциях ее развития за этот период.
В нашем случае речь пойдет о системе конкурсных технологий размещения государственных заказов в регионах России и муниципальных образованиях.
За это время были приняты федеральные и городские законы, значительно увеличилось общее количество конкурсов, повысилась активность как государственных заказчиков, так и поставщиков товаров, работ и услуг.
Города есть малые и большие, но проблемы у них в принципе везде одинаковые. Подтверждение тому – состояние дел в конкурсном производстве городов Тольятти и Москвы. Конкурсы здесь значительно отличаются по объемам, но тенденции, основанные на методологических подходах и административных решениях, объективно показывают возможные варианты будущего конкурсных процессов – от дальнейшего эффективного развития до вероятного развала уже созданных и уже практически работающих систем.

Уже 4 года в Тольятти проводятся конкурсы на размещение муниципального заказа. И эти 4 года стали своеобразными ступенями рождения, роста и деградации системы конкурсных закупок. Рассмотрим историю развития конкурсных закупок в Тольятти и влияние на результаты работы системы позиций местной законодательной и исполнительной властей

I. Количественная характеристика конкурсов и других способов закупок.

В 2000 году система закупок в Тольятти только начинает внедряться. Необходимость размещения муниципального заказа на конкурсной основе указывается в самом Положении о муниципальном заказе, но нет методической базы для организации и проведения конкурсов. Еще не осознана необходимость разделения функций заказчика и организатора торгов, и конкурсы проводятся комиссиями при департаментах Мэрии, созданными из их служащих.
Поэтому закономерными выглядят приведенные итоги торгов в 2000 году. Количество проводимых открытых конкурсов небольшое. Доминирующим способом обеспечения муниципальных нужд в количественном соотношении является метод запроса котировок.

Количество заключенных контрактов также подтверждает этот вывод.
22 ноября 2000 года принимается Положение о проведении конкурсов, в котором разделяются функции организатора конкурсов и заказчика. Согласно этому Положению, Мэр на условиях договора поручает исполнение функций по организации и проведению конкурсов сторонней организации. Таким образом, право на проведение конкурсов в 2001 году получили тольяттинская Торгово-промышленная палата и городской Фонд имущества, являющийся муниципальным предприятием.

После разделения функций организатора конкурсов и заказчика сразу проявился положительный эффект – двукратное увеличение количества конкурсов и заключенных контрактов.
21 декабря 2001 года принимается новое Положение о проведении конкурсов, согласно которому организаторы конкурсов выбираются на конкурсной основе. Однако механизм выбора организаторов не продуман. Комиссия по выбору организаторов конкурсов состояла в основном из служащих департаментов Мэрии. И получался замкнутый круг. С одной стороны, целью комиссии был выбор независимых организаторов конкурсов для предотвращения злоупотребления служащими своим положением, с другой стороны, это служебное положение позволяло выбирать «нужного» претендента. По мнению авторов, для предотвращения подобной патовой ситуации организаторов конкурсов должна выбирать комиссия, сформированная из депутатов законодательного собрания и независимых экспертов.

В 2002 году конкурс на право проведения конкурсов на поставку товаров, работ, услуг выиграли Торгово-промышленная палата Тольятти и городской Фонд имущества.
2002-й стал самым благоприятным в плане проведения конкурсов. Достигается минимум закупок методом запроса котировок. В 1,6 раза по сравнению с 2001 годом и в 3,3 раза по сравнению с 2000 годом увеличивается количество проведенных конкурсов. В таком же порядке возрастает число заключенных контрактов. Падает количество контрактов, заключенных методом закупки у единственного источника. Но одновременно растет и число не заключенных по итогам конкурсов контрактов . Это объясняется желанием заказчиков любыми способами сорвать заключение контрактов с «не своими» поставщиками.

18 декабря 2002 года принимается очередная редакция Положения о проведении конкурсов в г. Тольятти, которое явилось регрессивным по отношению к предыдущему. В частности, появилась возможность квалификационного отбора участников торгов при проведении даже простых закупок, что чрезмерно затянуло конкурсную процедуру и оттолкнуло от участия многие предприятия. К тому же стало возможным отстранять от участия в конкурсе «не своих» участников. Также с 2003 года участникам конкурса и победителям при заключении контрактов с заказчиками было разрешено использовать в качестве обеспечения своих обязательств государственные и муниципальные гарантии. В итоге государство или муниципалитет, проводя конкурс на закупку продукции для своих нужд, сами себе гарантировали исполнение обязательств сторонними организациями.
Но главным итогом просчетов при принятии действующего Положения о проведении конкурсов стала единоличная победа в конкурсе организаторов Фонда имущества города Тольятти – муниципального унитарного предприятия. Таким образом, в 2003 году город взял на себя функции заказчика конкурсов, организатора и контролирующего органа.
В итоге 2003 год по показателям количества проведенных конкурсов уступил даже 2000-му . Колоссальное количество заключенных контрактов в 2003 году объясняется изменением системы их подписания . Для каждой конкретной закупки подписывается отдельный контракт, а не консолидированный, как было раньше, в случае если поставщик на группу товаров один.




Эта Статья взята с сайт Объединенной Редакции изданий Мэра и Правительства Москвы
https://major-magazine.ru

URL этой Статьи:
https://major-magazine.ru/article.php?storyid=44