Поискать на сайте 
 
  Добро Пожаловать на сайт Объединенной Редакции изданий Мэра и Правительства Москвы: Рынок и Услуги №5, По большому счету
 
Наши партнеры

Московский рынок и услуги


Анонс номера

Московское здравоохранение
Московское здравоохранение

Анонс номера

Вестник Мэра и Правительства Москвы
Вестник Мэра и Правительства Москвы

Информация


Информация о фаилах
Всего файлов: 62
Всего категорий: 2
Всего загрузок: 450

Последние поступления :
· 1: №63 ноябрь 2004 Вест.. [Hits: 16]
· 2: №62 ноябрь 2004 Вест.. [Hits: 7]
· 3: №61 ноябрь 2004 Вест.. [Hits: 7]
· 4: №60 октябрь 2004 Вес.. [Hits: 0]
· 5: №59 октябрь 2004 Вес.. [Hits: 2]

Самые популярные :
· 1: №3 январь 2004 Вестн.. [Hits: 51]
· 2: №56 октябрь 2004 Вес.. [Hits: 38]
· 3: №22 апрель 2004 Вест.. [Hits: 32]
· 4: №49 сентябрь 2004 Ве.. [Hits: 20]
· 5: №45 август 2004 Вест.. [Hits: 19]

О редакции
Контакты
Cостав общественного редакционного совета Объединенной редакции изданий Мэра и Правительства Москвы

Реклама

Деловая Сеть


Деловая Сеть

Поиск

Расширеный Поиск

Главное меню
На главнуюНовости
Послать Новость
Архив Новостей
Темы Новостей
Опросы Форум ЧаВо ( FAQ ) InContent Гостевая Книга PP-News TV-programm Гороскоп Статьи Баннеры

Мировые новости
Яндекс.Новости: Финансы
- Нефть растет в ожидании встречи ОПЕК
- Standard & Poor's повысило рейтинг Сургута по национальной шкале
- Индекс потребительских цен в Норвегии вырос на 0.2% в ноябре с октября
- Повышен долгосрочный кредитный рейтинг "Русь-банка"...
- Больше всего подорожали яйца, овощи и молоко


Подписка на журналы
Электронная версия журнала "Бюллетень оперативной информации "Московские Торги"
Московские Торги
Бюллетень оперативной информации
Вестник Мэра и Правительства Москвы
Московский рынок и услуги
Московское здравоохранение

Реклама в изданиях
Реклама на сайте
Московские Торги
Московское здравоохранение
Московский рынок и услуги

Подписка на новости

Введите ваш e-mail
и нажмите на кнопку Регистрация
Вы получите подтверждение на E-mail


Статистика сайта


Рынок и Услуги №5 : По большому счету
Отправлено Admin Включено 2004/11/24 14:52:30 (16 прочитано)

ТОРГОВАТЬ НА УРОВНЕ МИРОВЫХ СТАНДАРТОВ В МОСКВЕ УЖЕ
УМЕЮТ

VII Международная конференция «Торговля в России. Мировой опыт. Российские перспективы» была организована Национальной торговой ассоциацией, Московской международной бизнес-ассоциацией и Торгово-промышленной палатой РФ. Подобные мероприятия проводятся в столице каждую осень начиная с 1998 года. За этот период проект приобрел репутацию одного из самых значимых событий для профессионалов, работающих в сфере потребительского рынка. По уже сложившейся традиции в работе конференции принимали участие представители властных структур, курирующие вопросы торговли, мировые и российские лидеры отрасли, инвесторы и руководители крупнейших компаний-производителей. Главная цель форума — дать четкое представление о существующих перспективах и потенциальных возможностях российской экономики в области торговли, формах взаимодействия предпринимателей и их объединений с органами власти, обеспечить возможности для обмена опытом всем заинтересованным организациям, помочь бизнесменам наладить необходимые горизонтальные связи.

КОНКУРС МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ИЗЛИШНИМ

В этом году конференцию открыл вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. В своем приветственном слове Валерий Павли-
нович остановился на работе на столичном рынке сетевых структур и крупных торговых объектов — торговых центров и гипермаркетов. Он отметил, что только за 2002 — 2003 годы в городе было переоборудовано или построено заново более 5 тысяч магазинов, что позволило создать более 60 тысяч рабочих мест. И власти столицы не остаются в стороне от этого процесса: еще в 2001 году в Москве была разработана схема размещения крупных торговых объектов общей площадью более 250 млн. кв. метров, рассчитанная на объем инвестиций порядка 3 — 4 млрд.
долларов. Российская и особенно московская торговля — весьма привлекательный рынок для иностранного капитала: за восемь месяцев текущего года в эту отрасль столичной экономики удалось привлечь из-за рубежа 8,8 млрд. долларов, что составляет 60,5% от общео объема иностранных капиталовложений во все секторы городского хозяйства. Вице-мэр констатировал, что розница в столице уже получила достаточное развитие и на сегодняшний момент перед Департаментом потребительского рынка и услуг стоит задача развития сети оптово-распределительных центров. При этом Валерий Павлинович заметил, что некоторые чиновники доводят внедряемую в городе систему конкурсов и тендеров до абсурда. К примеру, при том что столице требуется не менее 1,5 млн. кв. метров помещений для оптовых складов, инвесторы на настоящий момент готовы вложить средства в строительство лишь 800 тыс. кв. метров. Тем не менее им фактически навязывают участие в конкурсах, требуя, чтобы на каждую площадку, предназначенную для возведения складских помещений, подавали заявку несколько потенциальных претендентов. Завершая эту тему, вице-мэр пообещал, что, до тех пор пока в Москве не будет оптимального числа складов, каждый инвестор будет иметь возможность реализовывать свои проекты.
Генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов посвятил свое выступление вопросу об актуальности для развития современной розницы федерального закона о торговле. Минэкономразвития полностью отрицает необходимость какого бы то ни было регулирования в данной области. Между тем Александр Борисов рассказал, что ММБА путем проведения анкетирования среди участников конференции пытается определить, насколько такой закон необходим отрасли и насколько отношения в торговле могут определять саморегулируемые организации. При этом глава ММБА отметил, что определенный «перекос» в сторону центра, выраженный в том, что в столице сосредоточено более трети оборота всей российской торговли и около 60% оптовой, с ростом благосостояния населения в регионах и появлением там крупных торговых центров и сетевых магазинов будет постепенно выправляться. Зато в отношении импорта Москва скорее всего останется лидером, поскольку по традиции это главный центр, в который свозят товары, закупленные за границей.

МНОГО ЛИ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ РЫНКЕ МАГАЗИНОВ?

Генеральный директор торгового дома «Перекресток» Александр Косьяненко в своем докладе, озаглавленном «Усиление российских сетевых структур», отметил, что, по его мнению, укреплению отечественных предприятий на столичном розничном рынке способствует прежде всего тот факт, что темпы экспансии западных сетевиков оказались куда ниже ожидаемых. Соответствующие планы иностранных розничных сетей, несмотря на высокие темпы роста рынка, либо сворачиваются, либо замедляются сроки их осуществления. По мнению гендиректора «Перекрестка», сложившаяся ситуация объясняется, с одной стороны, исключительно высокой привлекательностью для инвесторов Китая, а с другой — политической и экономической неста-
бильностью в России.
Александр Косьяненко убежден, что насыщенность отечественного рынка торговыми объектами пока невелика, а настоящая конкуренция в секторе розничной торговли еще впереди. По его подсчетам, в Москве достижения первичной насыщенности в секторе продовольственной розницы можно ожидать через два-три года, а в остальных российских регионах — через три-четыре. При этом доля современных форматов и организованной торговли в структуре розничного рынка нашей страны через те же три-четыре года достигнет 50 — 70%.
Рассказывая о перспективах своей сети, Александр Косьяненко сообщил, что оборот ЗАО «Торговый дом «Перекресток» возрастет в 2004 году на 67% и достигнет 750 млн. долларов, а к концу 2005 года прогнозируется на уровне 1 млрд. долларов. Планируется, что к концу текущего года сеть будет объединять 100 магазинов, что на 52% больше, чем в конце прошлого. Ожидается, что в 2005 году этот показатель вырастет до 140 объектов, а общая площадь магазинов сети составит 190 тыс. кв. метров. Компания также намерена развивать свои логистические возможности и заняться развитием распределительных центров.
Коллега Александра Косьяненко, генеральный директор сети универсамов «Патэрсон» Юрий Яковчик,
попытался оспорить тезис об отсутствии серьезной конкуренции между столичными розничными сетями, торгующими продовольственной продукцией. «Мы работаем в столице в основном в спальных районах, и то, как там усиливается конкуренция, уже ощутили в полной мере, — заявил он. — Например, в районе Марьино в течение 2004 года открылось три-четыре новых супермаркета плюс торговый центр с «Седьмым континентом» в качестве «якорного» арендатора, да еще готовится к открытию «Ашан». Если это не жесткая конкуренция, то я не знаю, как это назвать!»
По мнению Юрия Яковчика, уровень, за которым рынок розничной торговли окажется «перегретым», будет пройден уже в текущем году. Еще одним фактором, усиливающим напряженность в этом секторе, становится рост цен на торговую недвижимость. Уже сейчас, по словам гендиректора сети «Патэрсон», в Москве невозможно найти торговые площади стоимостью меньше
350 долларов за квадратный метр
(в случаях, когда предусматривается выкуп собственности, сделки проходят на уровне 2 — 2,2 тыс. долларов за квадратный метр). При этом стоимость среднестатистической покупки в сетевых магазинах (так называемый «средний чек») составляет 8 —
9 долларов (в европейских странах этот показатель достигает 22 евро). Таким образом, по словам Юрия Яковчика, у нас в настоящее время налицо чрезвычайно широкое предложение при очень низком спросе. Кроме того, руководитель сети
«Патэрсон» считает, что приход в российские регионы, где уже сформировалась своя структура розничной торговли, западных компаний, обладающих отлаженными технологиями и работающих на пределе рентабельности, способен нанести серьезный удар по отечественным сетям. В качестве примера он привел ситуацию в Казани, где появление гипермаркета Metro Cash & Carry привело к падению посещаемости остальных крупных торговых объектов города на 10 — 20%. Именно поэтому в провинции «Патэрсон» предпочитает работать в формате «шаговой доступности».
Директор по маркетингу и продажам сети магазинов «М-Видео» Михаил Кучмент постарался разрушить устоявшиеся стереотипы в отношении того, где лучше приобретать электронику и бытовую технику. Он, в частности, заявил, что, хотя до сих пор большинство потребителей считает, что дешевле всего товары этой категории можно купить на «Горбушке», на самом деле сегодня по большинству позиций «М-видео» и большинство конкурентов этой сети предлагают цены на 10% ниже, чем известный всей Москве рынок.

РИТЕЙЛ-ПАРК — ОБЪЕКТ С МНОЖЕСТВОМ ВХОДОВ

Заместитель генерального директора Финансово-промышленной корпорации «Гарант инвест», генеральный директор торгового комплекса «Галерея Аэропорт» Татьяна Смирнова поведала участникам конференции о таком новом для России формате торговых центров, как ритейл-парк. Первый из этой категории объектов общей площадью 38 тыс. кв. метров (он так и будет называться — «Retail парк») должен распахнуть двери для покупателей осенью будущего года в Южном административном округе, на пересечении Варшавского шоссе и улицы Дорожной. Ритейл-парки (retail в переводе с английского означает «розничный», «розничная торговля». — Примеч. ред.) стали в последние годы одной из самых динамично развивающихся и распространенных разновидностей торговых центров в Европе. Они располагаются, как правило, на окраинах городов или даже за городской чертой. Их площадь колеблется от 10 до 200 тыс. кв. метров. Они имеют несколько существенных особенностей, которые отличают их от ставших уже привычными для нас городских торговых центров. Во-первых, магазины в ритейл-парках гораздо крупнее — от 1,5 до 10 тыс. кв. метров. Как правило, арендаторами в них становятся крупные сети, занимая 70 — 90% здания. Во-вторых, ритейл-парки — объекты, что называется, без особых затей. Они строятся быстро, из простых материалов, без фонтанов и мраморных полов. Кроме того, в них нет торговых галерей и переходов – каждый магазин имеет свой отдельный вход. Парковка — общая для всех магазинов. Наличие продовольственных торговых точек в числе арендаторов необязательно. Кроме того, в ритейл-парках практически отсутствуют складские помещения — весь товар выставлен в зале. Экономия на этапе строительства таких торгцентров позволяет уменьшить арендную плату, а значит, и издержки, что позволяет снизить цены примерно на 15 — 20%.

ЧИСТО ТАМ, ГДЕ УБИРАЮТ

Заместитель генерального директора торгового дома «Копейка» по связям с общественностью Мария Маркова рассказала собравшимся, как профессионально выполненная уборка и применение современных клининговых технологий могут повысить привлекательность магазинов для покупателей. Грязная витрина и неопрятный продавец способны отпугнуть потенциального клиента, даже если торговый объект расположен вблизи его дома и цены в нем вполне приемлемые. Поэтому с целью повышения конкурентоспособности «Копейкой» в 2004 году была принята программа формирования имиджа универмагов этой сети как чистых и светлых магазинов, в которые приятно зайти. И хотя «Копейки» — это дискаунтеры, которым, с точки зрения оформления и внутреннего убранства, по определению не сравниться с объектами класса «люкс», отдающим им предпочтение покупателям решили обеспечить максимально возможный уют. Упор был сделан прежде всего на улучшение качества уборки и уровня освещенности. Для того чтобы обувь посетителей не пачкала лишний раз полы в торговом зале, у входов в магазины «Копейка» стала применяться трехуровневая система защиты: вне помещения на крыльце под козырьком помещается специальное крупноячеистое резиновое напольное покрытие для сбора грязи, в тамбуре — покрытие с ячейками поменьше, а сразу за порогом — специальный ковер с ворсом для аккумулирования пыли. Практика показала, что благодаря применению этих, прямо скажем, нехитрых средств удается избавиться от 90% песка, пыли, снега и прочих нежелательных субстанций, которые покупатели невольно заносят в магазин на подошвах своих ботинок, и благодаря этому сэкономить до 65% денег, затрачиваемых на уборку. Кроме того, опыт торгового дома «Копейка» доказывает, что расхожее мнение о дороговизне услуг клининговых компаний на сегодняшний день не соответствует действительности: приглашение профессионалов сейчас стоит примерно столько же, сколько приведение помещения в божеский вид силами персонала магазина.

БОГАТЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ ЧЕРЕЗ РЕКУ НЕ ПОЕДЕТ

Михаил Дымшиц, генеральный директор компании «Дымшиц и партнеры», в своем докладе говорил о проблеме реализации единой маркетинговой, рекламной и промоушн-концепции в современных российских условиях. Согласно исследованиям, проведенным его компанией, брендовый эффект в современном ритейле практически не работает. Иными словами, в первый раз покупатель еще может «купиться» на громкое имя, услышанное в рекламе, но ему достаточно зайти в магазин всего один раз, чтобы оценить уровень цен и качество сервиса и сделать все необходимые выводы. И если ему внутри данного торгового объекта не понравилось, никакая рекламная кампания не заставит его пойти туда еще раз.
Кроме того, с ростом доходов населения низкие цены перестают быть решающим фактором для увеличения посещаемости магазина, считает Михаил Дымшиц. У потребителя, повысившего свой социальный статус, нет иного способа ощутить возросшую собственную значимость, чем приобретать товары более высокой ценовой категории, а также покупать привычную, давно полюбившуюся ему продукцию, но в более дорогом и комфортном месте. В этом случае первостепенное значение приобретает удобство расположения магазина. Лишь малоимущие готовы проехать полгорода, чтобы найти товар подешевле, пре-
успевающие же граждане научились ценить свое время и не хотят тратить его попусту. Исследования показали, к примеру, что столичный покупатель автомобиля стоимостью свыше 25 тыс. долларов в 95% случаев не станет пересекать русло Москвы-реки, чтобы приобрести нужную ему машину в другой части города. И это при том, что разделение Белокаменной рекой на две «половинки», в отличие, скажем, от Красноярска или Новосибирска, чисто условное.
Из выступлений зарубежных участ-
ников конференции больше всего запомнился доклад руководителя кафедры маркетинга и международной торговли Технического университета Фрайберга госпожи Магрит Энке, рассказавшей об эволюции покупательских предпочтений в восточных землях Германии. По ее словам, если в начале 90-х еще не насытившийся спрос и невысокий уровень доходов на территории бывшей ГДР способствовал росту числа дискаунтеров, то сегодня покупатели на востоке страны предпочитают делать покупки там же, где и консервативные западные немцы, — в универмагах с достаточно высокими ценами и качес-
твенными товарами.
Генеральный директор «IKEA-Россия» Леннарт Дальгрен в своем сообщении словно бы специально подтвердил тезис главы торгового дома «Перекресток» о сокращении темпов и объемов экспансии западных сетей на российский рынок. Шведская сеть мебельных гипермаркетов теперь собирается ограничиться на территории столичного региона лишь шестью магазинами. Еще два-три аналогичных объекта будут представлять IKEA в Санкт-Петербурге. Сейчас в России работает четыре магазина IKEA, в том числе два в Москве (в районе Химок и Теплого Стана), один в Санкт-Петербурге и один — в Казани. Пятый планируется обустроить на востоке Москвы, вероятно, на Щелковском шоссе.

ВЛАДИМИР МАЛЫШКОВ НАСТАИВАЕТ НА НЕОБХОДИМОСТИ
ЗАКОНА О ТОРГОВЛЕ

Второй день конференции открыло выступление министра Правительства Москвы, главы столичного Департамента потребительского рынка и услуг Владимира Малышкова.
Он сказал следующее:

–Очень приятно, что Москва стала традиционным местом, где профессионалы обсуждают пути развития нашей отрасли. И мне как человеку, который на протяжении 40 лет занимался торговлей, также приятно отметить, что этот сектор экономики сегодня динамично развивается не только в Москве, но и в других регионах России. Там появились уникальные объекты, которые могут стать украшением любого столичного города. Динамично развивается торговля в таких городах, как Ярославль, Красноярск, Улан-Удэ. Даже такой удаленный от Центра, традиционно сельскохозяйственный регион, как Тува, имеет интересные наработки, и в столице этой республики начинают внедрять передовые технологии.
В результате Россия за последние годы преодолела трудности переходного периода. В стране возродился дух предприимчивости, который всегда был присущ рос-
сийским купцам. И я как министр городского Правительства, который ведает столичной торговлей уже на протяжении 17 лет, всегда рад поделиться накопленным у нас практическим опытом. И конечно, мы всегда рады поучиться у наших зарубежных коллег. Достаток населения у нас увеличивается, жизнь становится богаче, а это значит, что наша торговля должна двигаться вперед, опережая покупательский спрос.
Мне хотелось бы рассказать вам немного о путях развития московской торговли и ее перспективах. Москва — это самый емкий рынок России. Розничный товарооборот столицы составляет 28,3 процента от товарооборота всей страны. При том, что население нашего мегаполиса – это лишь 6 процентов от численности населения государства в целом. В столичном регионе проживают 10 млн. человек, зарегистрированных в самом городе, и 6 млн. —
в Подмосковье. Кроме того, в Москву ежедневно приезжает в среднем
3 млн. жителей других регионов страны и государств СНГ и 70 —
80 тысяч иностранцев из стран дальнего зарубежья. Это огромный рынок.
В 2001 году товарооборот столицы составил 20 млрд. долларов, в 2002-м – 30 млрд., в 2003-м —
40 млрд. В этом году мы рассчитываем приблизиться к рубежу в
50 млрд. Я говорю, конечно, о порядке цифр с округлением до нескольких миллионов. Прибавление каждый год по 10 млрд. долларов — это огромные цифры.
По данным официальной статистики, производительность труда в Москве в два раза выше, чем в целом по стране. Подобный результат достигнут за счет внедрения новых технологий, новых форм организации работы.
В отраслях, подведомственных Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы, — торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, сфе-
ре ритуальных услуг — трудится
1 млн. 300 тыс. человек, из них на торговлю при-
ходится почти миллион. В Москве работают 27 тысяч торговых предприятий, в том числе более 20 тысяч объектов мелкой розницы и 135 рынков.
Москва остается самым привлекательным регионом России для иностранных инвесторов. Мы предполагаем, что до конца текущего года в столицу всего будет инвестировано порядка 14 млрд. долларов, из них на торговлю и сферу обслуживания придется порядка 10,5 млрд.
Наконец, еще одним существенным фактором успехов московской торговли стал тот факт, что городские власти активно участвуют в анализе, оценке, прогнозировании развития этого рынка.
Московская торговля и сфера услуг дают сегодня, несмотря на потерю 22 млрд. рублей с отменой пятипроцентного налога с продаж, 18 процентов пополнения бюджета.
К сожалению, мы не получаем практически никакой помощи от федеральных органов. Мы развиваемся самостоятельно и имеем неплохие перспективы. Но как специалист, профессионал я не могу спокойно оставить без комментариев те разрушительные процессы, которые происходят на федеральном уровне. Сперва ликвидировали отдельное Министерство торговли, его остатки объединили с Министерством промышленности. В результате всех этих перемен мы имеем сегодня Министерство экономического развития и торговли, в которое входят остатки девяти бывших российских министерств, которое утратило остатки влияния на торговую отрасль. Если до последней реорганизации Правительства какая-то связь еще поддерживалась через Госторгинспекцию, то теперь эту инспекцию переподчинили Министерству здравоохранения.
И я считаю, что государство, которое не имеет до сих пор одного из основных законов — Закона о торговле, — не может считаться совершенным. У меня на полке стоит том толщиной в 960 страниц — «Свод правил и законов о торговле в Соединенном Королевстве». Так вот там есть законы, которым 220 лет, и они до сих пор действуют. Я не за то, чтобы контролировать каждый шаг представителей торгового бизнеса, я лишь хочу, чтобы у нас были нормальные правила, ясные, четкие и понятные для всех. На сегодняшний день вместо одного закона мы имеем ежегодно выходящие документы, которые к тому же готовят разные ведомства. У нас подобных постановлений и подзаконных актов уже имеется порядка трехсот. Зачем это нужно? Нам необходим вместо этого один всеобъемлющий Закон о торговле, четко определяющий, кто есть кто. В России этого нет. В Москве есть, у нас в городе однозначно распределены права и обязанности и каждый знает, чем он должен заниматься.
20 апреля этого года Правительством Москвы была утверждена новая среднесрочная программа развития отрасли на 2004 – 2006 годы. В разработке этой программы принимали участие и городские органы власти, и ученые, и сами участники рынка, начиная от малых предприятий и кончая крупными сетями. Основной целью реализации программы определено создание условий для удовлетворения спроса жителей столицы на основные потребительские товары, торговые и бытовые услуги, услуги общественного питания в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах тер-
риториальной доступности. Последнее особенно важно: зачастую, увлекаясь моллами и гипермаркетами, мы забываем о том, что существуют товары повседневного спроса, которые покупатель должен иметь возможность купить в шаговой доступности.
В концепции предусмотрены и более конкретные государственные гарантии качества и безопасности с учетом приоритетов социальной политики, определенных Правительством Москвы. Это абсолютно новый подход к решению данной проблемы. Мы уже во многих городах России подтянулись по развитию материальной базы и по насыщению торговыми площадями, и теперь необходимо более плотно заняться проблемой качества товаров. Тот, кто не будет заниматься вопросами контроля качества, в новых условиях просто-напросто прогорит. Сегодня потребитель становится все более грамотным, люди уже прекрасно разбираются в том, где лучше, где хуже, где дешевле, где можно получить дополнительные услуги.
Утвержденной Правительством Москвы программой предусматривается реализация концепции развития потребительского рынка и услуг на период до 2006 года, создание системы мониторинга и механизмов ее реализации, дальнейшее совершенствование прогрессивных структурных сдвигов и изменений на потребительском рынке. Последнее подразумевает развитие сетевых форм торговли и строительство новых крупных торговых объектов при повышении технического уровня предприятий. В программе также уделяется внимание вопросам реконструкции торговых предприятий в соответствии с прогрессивными градостроительными концепциями, совершенствованию системы товародвижения, развитию интеграции оптовой и розничной торговли, межрегиональных и международных связей, повышению культуры обслуживания, совершенствованию механизмов защиты прав потребителей и предпринимателей.
У нас в департаменте есть два «правозащитных» управления: Управление по защите прав потребителей и Управление по защите прав предпринимателей. И мы стараемся точно соблюдать баланс, чтобы не было перекоса ни в ту, ни в другую сторону.
Еще одним направлением развития потребительского рынка столицы власти города считают совершенствование форм и методов правового регулирования и саморегулирования отрасли. И я считаю, что без системы государственного регулирования торговли, не ущемляющей механизмов саморегулирования, невозможно построить полноценное общество.
Там, где существует ясная система взаимоотношений бизнеса и
государства, мы наблюдаем позитивные перемены: все меньше становится хаотичных рынков и некачественных услуг. В такой ситуации практически сходят на нет три «О», которые неизменно сопровождали и прежнюю советскую торговлю, и «дикую» торговлю начала 90-х, — обман, обсчет и обвес. Эти изменения наступают тогда, когда появляется уважение предпринимателей к власти, власти к предпринимателям и их обоих к потребителю.
До 2006 года в Москве запланированы широкомасштабные мероприятия по развитию потребительского рынка, требующие зна-
чительных инвестиций. К сожалению, пока в Москве иностранные инвестиции превалируют над инвестициями отечественных компаний. Но разрыв между ними из года в год постепенно сокращается. С учетом Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов в Москве по линии МКАД, а также на Третьем транспортном кольце предполагается возвести 121 крупный торговый комплекс. Их общая площадь должна составить 3 млн. 300 тыс. кв. метров. 37 из них уже построены. Для того чтобы выполнить эту программу, городу необходимо привлечь инвестиций на 4,5 млрд. долларов. И пока мы не отстаем от этого плана, а даже несколько его опережаем.
В 2005 году запланировано провести актуализацию схемы размещения крупных торговых объектов городского назначения, что позволит выявить новые площади для размещения таких объектов уже в границах города. Мы зарезервировали до 2020 года под строительство крупных торговых объектов площадки, которые никто уже не сможет забрать для использования под иные цели. Но мы пока не спешим все их сразу выбрасывать на рынок — ведь цена земли неизменно растет. Городскому бюджету необходимы деньги для решения иных задач, и каждый год мы выделяем под строительство определенную квоту. У этого запаса имеется некоторый резерв пополнения: в городе действует программа, согласно которой экономически неэффективные промышленные предприятия и другие объекты будут выводиться из центра города за его пределы, а на освободившемся пространстве предусматривается строительство, в том числе и новых предприятий торговли.
К концу 2006 года должна быть
завершена и работа по преобразованию рынков в современные торговые комплексы. У нас в городе на начальном этапе реформ было
242 рынка, на сегодняшний день их осталось 135. К 2006 году в Москве сохранится 23 «колхозных» рынка, где по-прежнему будут торговать свежими фруктами и овощами.
32 рынка будут преобразованы в торговые комплексы, на части площадей которых обязательно будет предусмотрена продажа сельхозпродукции. На 37 рынках уже ведутся работы по реконструкции, и они будут преобразованы в современные торговые центры. А судьба еще 48 рынков должна решиться до конца текущего года.
Их будущее должна определить Межведомственная комиссия
по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы, которую возглавляет Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Это оригинальное московское управленческое решение — у нас помимо Департамента потребительского рынка и услуг и Департамента продовольственных ресурсов создана структура, которая позволяет согласовывать интересы самых различных подразделений испол-
нительной власти города по вопросам развития потребительского рынка. Туда входят и представители департаментов экономического блока, МВД, ФСБ, санитарно-эпидемиологического надзора, проектировщики, строители, и всех 10 префектур административных округов столицы. Комиссия обладает уникальными полномочиями: ее решения не подвергаются ревизии, они обязательны для выполнения. А достаточно широкий круг участников комиссии позволяет всесторонне обсудить поступившие предложения.
Правительство Москвы прекрасно понимает важность развития потребительского рынка для развития города, ведь именно этот сектор городской экономики является вторым по значимости для наполнения бюджета. Причем отрыв лидера — промышленности — минимальный. Если промышленность дает 19,5 — 20 процентов наполнения городской казны, то потребрынок – 18 — 18,5. На сегодняшний день торговые предприятия столицы обеспечивают потребности населения практически по всем позициям, за исключением цены. Вопрос сверхвысоких цен в столице до настоящего времени остается серьезной проблемой, которая требует решения. Московские цены по отдельным видам товаров превосходят цены в регионах в четыре раза.
Московская торговля научилась работать в новых экономических условиях, наладила взаимодействие как с отечественными, так и с зарубежными финансовыми институтами. А главным достижением в этой сфере я считаю тот факт, что Москва научилась вовремя расплачиваться с кредиторами. У Москвы нет долгов. Мы до копеечки рассчитывались в срок даже в самые тяжелые времена экономического кризиса 1998 года. Это при том, что 99 процентов предприятий торговли у нас находится в частных руках. Государственными в Москве остались лишь школьно-базовые столовые и некоторые «стратегические» предприятия бытового обслуживания. По моему мнению, столичная торговля представляет собой один из самых продвинутых результатов приватизации в городе, ни одна другая
отрасль городского хозяйства не
достигла подобного результата. Москва стала своего рода полигоном для обкатки нововведений, которые потом заимствуются регионами. На сегодняшний день перед нами стоит амбициозная задача — создать, внедрить в столице такие системы обслуживания населения, которые бы поставили Москву вровень с такими европейскими столицами, как Париж, Лондон, Берлин. И я полагаю, нам удастся этого
добиться.

 

 
Родственные Ссылки

· Ещё Рынок и Услуги №5
· Новости от Admin

Наиболее читаемая Статья про Рынок и Услуги №5
· Анонс номера

Последние новости о Рынок и Услуги №5
· Тверская,19

Версия для печати