Поискать на сайте 
 
  Добро Пожаловать на сайт Объединенной Редакции изданий Мэра и Правительства Москвы: Московские торги N10, Государственный заказ
 
Наши партнеры

Московский рынок и услуги


Анонс номера

Московское здравоохранение
Московское здравоохранение

Анонс номера

Вестник Мэра и Правительства Москвы
Вестник Мэра и Правительства Москвы

Информация


Информация о фаилах
Всего файлов: 72
Всего категорий: 3
Всего загрузок: 461

Последние поступления :
· 1: N02 январь 2005 Вест.. [Hits: 2]
· 2: N01 январь 2005 Вест.. [Hits: 0]
· 3: N72 декабрь 2004 Вес.. [Hits: 0]
· 4: N71 декабрь 2004 Вес.. [Hits: 1]
· 5: N70 декабрь 2004 Вес.. [Hits: 1]

Самые популярные :
· 1: №56 октябрь 2004 Вес.. [Hits: 41]
· 2: №22 апрель 2004 Вест.. [Hits: 32]
· 3: №63 ноябрь 2004 Вест.. [Hits: 30]
· 4: №49 сентябрь 2004 Ве.. [Hits: 20]
· 5: №45 август 2004 Вест.. [Hits: 19]

О редакции
Контакты
Cостав общественного редакционного совета Объединенной редакции изданий Мэра и Правительства Москвы

Реклама

Деловая Сеть


Деловая Сеть

Поиск

Расширеный Поиск

Главное меню
На главнуюНовости
Послать Новость
Архив Новостей
Темы Новостей
Опросы Форум ЧаВо ( FAQ ) InContent Гостевая Книга PP-News TV-programm Гороскоп Статьи Баннеры

Мировые новости
Яндекс.Новости: Финансы
- В первом квартале проверят торговцев алкоголем
- Dow -40, Nasdaq -8, S&P -4.11
- АКБ "Правэкс-Банк" увеличил уставный капитал на 20000000 грн
- Нефть продолжает дорожать
- Чистая прибыль Intel Corp. снизилась на 2%


Подписка на журналы
Электронная версия журнала "Бюллетень оперативной информации "Московские Торги"
Московские Торги
Бюллетень оперативной информации
Вестник Мэра и Правительства Москвы
Московский рынок и услуги
Московское здравоохранение

Реклама в изданиях
Реклама на сайте
Московские Торги
Московское здравоохранение
Московский рынок и услуги

Подписка на новости

Введите ваш e-mail
и нажмите на кнопку Регистрация
Вы получите подтверждение на E-mail


Статистика сайта


Московские торги N10 : Государственный заказ
Отправлено Admin Включено 2004/10/25 18:30:08 (158 прочитано)

Государственный заказ
Проблемы и пути решения


Так называлась научно-практическая конференция, которая проходила на ВВЦ в рамках Московской промышленной выставки-ярмарки

В конференции приняли участие специалисты разных профилей по конкурсным торгам – разработчики нормативно-правовых и регламентирующих актов, представители государственного заказчика и организаторы торгов, сотрудники информационно-аналитических, учебно-методических структур и неправительственных
организаций.
На конференции обсуждались актуальные проблемы конкурсного размещения городского заказа, намечались подходы к их решению, подводились первые итоги полугодовой работы Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов.
«МТ» публикуют выдержки из выступлений некоторых участников конференции.

Геннадий ДЕГТЕВ, председатель Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов: «Делалось все для того, чтобы обеспечить соблюдение базовых принципов прокьюремента».
Чтобы выстроить единую систему по проведению конкурсов в городе, в феврале этого года Правительство Москвы приняло решение создать Комитет по организации и проведению конкурсов и аукционов. Таким образом решались сразу несколько основных задач. В первую очередь выстраивались общие правила для организации всех видов торгов и аукционов. Унифицировались стандарты, процедуры и регламенты, требования к подготовке торгов, а также ведению реестров конкурсов, государственных, инвестиционных контрактов. Все это делалось для того, чтобы обеспечить максимальное соблюдение базовых принципов прокьюремента –открытости информации по торгам и аукционам, свободного доступа к ним всех потенциальных участников, равных условий для соискателей.
Тендерный комитет начал свою работу в марте, и результаты стали видны сразу. Если, по данным Комитета по статистике, в первом квартале текущего года в Москве было проведено порядка тысячи конкурсов на сумму в
17 миллиардов рублей, то за второй квартал конкурсов проведено вдвое больше, а размеры городского заказа возросли в пять раз и превысили
70 миллиардов рублей.
Эти цифры превышают показатели двух прошлых лет, – соответственно, 63 и 64 миллиарда рублей. Сделано уже немало, результаты налицо, но еще больше сделать предстоит. Напомню, что в Государственной Думе ведется работа над новым законопроектом о государственных закупках. Эксперты утверждают, что их объем по России составляет порядка 650 миллиардов рублей. А около трети этого объема – закупки Москвы.

Александр КРУТОВ, депутат Московской городской Думы, председатель комиссии по регламенту, правилам и процедурам: «Нужно бороться со злоупотреблениями, а не сомневаться, нужны ли торги».
Как известно, размещение государственного заказа в Москве происходит на основании целого ряда нормативных актов, основным из которых является закон «О городском государственном заказе» номер двадцать шесть. Это новая редакция Закона
«О государственном городском заказе», который вступил в силу в 2000
году. За это время накопился более чем трехлетний опыт практики применения предыдущей редакции закона, которая показала, какие нормы его работают, а какие не применяются, потому что противоречат интересам подрядчиков или заказчиков.
Проблема закупок для государственных или, как говорили раньше, казенных нужд стара, как само государство Российское. Различные злоупотребления государственными деньгами чаще всего случаются именно при размещении и выполнении подряда. Недаром в России образ подрядчика обычно ассоциируется со словосочетанием «нечестный человек»: товар будет поставлен некачественный, например, сапоги для армии – с картонными подметками… В кинофильмах Петр Первый таскал за бороды купцов именно за нарушение условий поставок. Во многом корни проблем государственного заказа – в особенностях нашего российского менталитета.
Общий объем городского бюджета за прошлый год составляет около трехсот миллиардов рублей, одна пятая часть бюджетных денег проходит через проведение торгов. Понятно, что это не весь московский бюджет, но ведь и не все бюджетные средства направляются на закупки для городских нужд – например, есть зарплата бюджетников. Какая тут может быть динамика, до какой величины нужно довести долю городского заказа, размещаемую через торги? Давайте подумаем.

Входит ли городской транспорт в сферу городского заказа? Сейчас – нет, потому что Мосгортранс и Метрополитен считаются монополистами, хотя это не совсем так. В расходной части бюджета есть позиция «дотация на покрытие убытков городского транспорта и Метрополитена» в сумме около десяти миллиардов рублей за прошедший год. Деньги мы туда вкладываем, а отдачи не получаем, потому что доходы от ГУП не могут быть записаны в доходной части бюджета. А мы могли бы дать Мосгортрансу и Метрополитену городской заказ на перевозку, допустим, семи миллионов человек в год, задав условия – интервалы движения транспорта, обеспечение его технического состояния, уровня безопасности дорожного движения. И установить цену – те же самые 15 миллиардов рублей, но в таком случае доход перепадал бы и бюджету. Мы бы тогда видели конкретные цифры – какой доход идет от этих предприятий, а не так, как сейчас, – информация от нас скрыта, мы получаем ее от соответствующих субъектов. То же самое с поставкой тепла в городе.
За три года действия Закона о городском заказе проверки показали, что практически в каждом ведомстве происходят нарушения. Часто думают так: «Не будем проводить конкурс, лучше договоримся с поставщиком. Мы его знаем, качество у него хорошее». От пяти до двадцати пяти процентов заказов размещаются без конкурсов по разным причинам, со ссылкой на нормы закона. Есть и нарушения при выполнении городского заказа: он был размещен, но не выполнен. И что делать больному, если в больницу не поступило белье, или поступило мало, или если оно плохого качества?

Бюджетный год начинается первого января. Поэтому все вынуждены спешить до первого января с планированием размещения заказов, чтобы вступить в новый бюджетный год с уже понятными строками в расходной части. Никакие работы выполнять никто не имеет права, так как нет на руках подтверждения из бюджета. И конкурсы по работам, которые должны быть проведены в этом году, проводятся в первом, втором, третьем и четвертом кварталах. Сами себя обманываем: работы делаются или уже сделаны, а мы только проводим конкурс, чтобы подтвердить на бумаге, что выполнение работ поручено такой-то компании. Как решить эту проблему? Как вариант: в США, например, бюджетный год начинается первого июля..

Много говорят о том, что все на торгах заранее расписано. Проведу аналогию. А что, если кто-то скажет: зачем проводить первенство страны по футболу, когда и так лидер известен? Давайте тогда назначим победителем команду-лидера, все равно все матчи – договорные, все судьи – подкуплены… Но ведь чемпионаты проводят! Смысл конкурса в том, чтобы процесс размещения государственного заказа, денег налогоплательщиков был максимально прозрачным и открытым. Да, возможны самые разные злоупотребления и нарушения процедуры проведения торгов. Значит, наша задача – бороться со злоупотреблениями, а не сомневаться, нужно ли проводить торги. Вот пример из истории. Еще до революции известный кораблестроитель академик А.Н. Крылов размещал заказ на поставку металла для строительства броненосцев. Когда он вызвал одного сталепромышленника, тот сказал ему, что крайняя цена — такая-то, что на торгах все дадут такую же. Тогда Алексей Николаевич взял с полки свод указаний Российской империи и показал статью: «Сговор в торгах карается семью годами каторги». После чего крайняя цена изменилась.

Эдуард НОСКОВ, заместитель председателя правительства Кировской области: «Постараемся наладить торги в Кирове не хуже, чем в Москве».
Проверки областной счетной палаты выявили, что до трети закупок на средства областного бюджета проводилось без проведения тендеров. В Кировской области после выборов нового губернатора новая команда ставит перед собой задачу: строгое соблюдение установленного порядка и законности расходования бюджетных денег. Для этого мы занялись изучением опыта Москвы, чтобы использовать, в частности, законодательные разработки в конкурсной сфере. Мы разделили систему закупок на проведение конкурсов и на заключение государственных заказов. Также мы планируем сформировать орган, который бы выполнял задачи, которые решает московский Комитет по организации и проведению конкурсов и аукционов. Постараемся сделать все не хуже, чем в Москве.
Несколько слов о проблемах, которые мы решаем. Одна из них – формулировка условий торгов с требованиями под конкретного заказчика. Также встречаются случаи, когда объявляются торги одновременно, так сказать, и на валенки, и на пулеметы. В них, понятно, не могут участвовать производители. Мы будем стремиться развивать законодательство с целью повышения прозрачности системы государственных закупок, работаем над информационным обеспечением торгов. Так, в рамках московской промышленной выставки-ярмарки, в которой мы принимаем участие уже не менее трех лет, есть стенд Кировской области, на котором представлена продукция, интересная для государственных и муниципальных закупок.

Павел ТИХОМИРОВ, начальник отдела Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов: «Вопрос, который интересует многих:
как научиться выигрывать
конкурсы?»

Ответ на этот вопрос многоплановый. Для начала – об информационном обеспечении. Ведь чтобы участвовать в конкурсах, надо следить за информацией для участников рынка о предстоящих и проведенных торгах. Лучше всего информировать бизнес-сообщество о планах проведения конкурсных торгов заранее, хотя бы по кварталам, или, еще лучше, давать план на целый год. Сейчас Тендерный комитет проводит работу в этом направлении, мы верстаем такой план, собираем со всех заказчиков Москвы заявки на предстоящие конкурсы на весь год. Затем будут составляться графики, заявки распределятся по отраслям, стоимости, срокам проведения. Эти данные, при необходимости с изменениями, будут размещаться как на сайте комитета, так и в «Бюллетене оперативной информации «Московские Торги». Потому что участники должны заранее знать, где и когда будут проходить торги, иметь время подготовиться к ним.

Следующий вопрос: стандартизация конкурсных процедур. Часто приходят люди и жалуются: на одних торгах – одни процедуры проведения конкурса, на других – другие, на третьих – третьи… Наш комитет был создан, помимо прочего, для унифицирования проведения конкурсных торгов в городе Москве. Сложилось так, что разные московские департаменты и ведомства сформулировали собственные нормативы проведения конкурсов. Но на самом деле специфика проведения торгов зависит от товара, а не от того, кто их проводит. Тендерный комитет до конца года проведет анализ всех нормативно-правовых актов города Москвы, чтобы изменить их в соответствии с едиными требованиями законодательства. Также комитет планирует выпускать типовые конкурсные документы – во многих странах уже давно действует такая практика. Типовые документы будут удобны и проводящим конкурсные торги, и заказчикам, и поставщикам.
Следующая проблема – это критерии оценки победителя торгов. Анализ нормативно-правовой базы показал, что есть лишь критерии, по которым конкурсная комиссия должна выбирать, но нет методики оценки по этим критериям. Например, есть такая стро-ка – «критерием должен быть срок», а как оценивать этот срок, никто не говорит. Возникают вопросы, что лучше: меньшая цена и больший срок или большая цена и меньший срок? Если нет методики, комиссия принимает решение на основании каких-то субъективных факторов, а участник торгов не может определить шансы на проигрыш или выигрыш. И не знает, то ли ему снижать цену, то ли давать меньший срок. Разработка такой методики – важное направление работы нашего комитета.
И вот еще один аспект работы Тендерного комитета – преодоление правовой безграмотности и участников, и организаторов конкурсов. Заявку на тендер порой подают, не читая вообще конкурсную документацию. Волосы порой встают дыбом от неграмотности как организаторов конкурсов, так и участников. Поэтому приходится отправлять на обучение и заказчиков, и поставщиков.

Андрей КОЗЛОВ, начальник отдела Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы: «Мы начали проводить торги одними из первых и успешно делаем это сейчас».
Для сохранения темпов развития нашей страны необходимо обеспечить контроль расходования бюджетных средств, но это сделать нелегко, потому что рынок сейчас сильно монополизирован. Эффективным средством преодоления монополизма являются конкурсные торги, подрядные и по закупке товаров. В 1997 году наш департамент одним из первых в Москве разместил городской заказ на торгах. И вот уже семь лет регулярно и успешно проводит торги. За это время мы провели около тысячи восьмисот конкурсов общей суммой примерно на 20 миллиардов рублей. Примерами заказов, размещенных на конкурсной основе, является Лефортовский тоннель, здание Московского городского Высшего
арбитражного суда и так далее.
В этом году из четырех с половиной миллионов квадратных метров жилья, которые будут введены в строй, городской заказ составляет один миллион квадратных метров. Это означает закупки сотен тысяч тонн металла, миллионов тонн цемента, кубометров щебня и песка, которые приносят развитие компании, продающей эту продукцию. Любое строительное ГУП проводит эти закупки на конкурсной основе, при этом, как известно, достигается определенная экономия средств. Далее осуществляется контроль за поставкой заказанных товаров и за его качеством. При конкурсном отборе подрядчика важен такой критерий, как качество товара. На данный момент при выполнении каких-либо работ их качество проверяется лабораторией.

Владимир БАЖЕНОВ, директор Дирекции по конкурсным торгам и организованному рынку Московской торгово-промышленной палаты: «Пусть знак «Московское качество» служит аргументом при определении победителя конкурса».
Для работы в конкурсных комиссиях целесообразно использовать немалый потенциал московских общественных организаций, привлекать их для независимых экспертных оценок. Московская торгово-промышленная палата является одной из крупнейших общественных организаций в Москве, она оказывает поддержку созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, развития реального сектора экономики, продвигая, в частности, продукцию московских предпринимателей. Мы активно сотрудничаем с Департаментом городского имущества и различными комитетами города Москвы, организуем и проводим конкурсы.

Московская торгово-промышленная палата участвует в двух важных программах Правительства города по развитию предпринимательства и малого бизнеса. Первая – по присуждению знаков «Московское качество» и «Знак качества». Этими знаками, по заключению Мосэкспертизы, награждаются предприятия, которые каждый год отбираются на конкурсе. Хотелось бы, чтобы при возникновении спорных ситуаций в процессе проведения торгов «Знак качества» или «Московское качество» играли роль в определении победителя.

Также мы принимаем участие в информационной поддержке торгов. По поручению Мэра Москвы Юрия Лужкова совместными усилиями Московской торгово-промышленной палаты, Департамента науки и промышленной политики, а также Объединенной редакции изданий Мэра и Правительства Москвы был создан интернет-портал «Москва: торги и регионы», который начал работать в июле этого года. На нем мы размещаем информацию о конкурсных торгах, которую нам оперативно предоставляет редакция «Бюллетеня оперативной информации «Московские Торги». Этот портал вызвал большой интерес в странах СНГ и зарубежных торговых палатах.

Георгий ВЕДЕНЕЕВ, руководитель института подготовки специалистов по государственному заказу: «Профессионализм организаторов и участников возрастает».
За последние годы профессионализм в постановке вопросов и проблем среди тех, кто занимается организацией и проведением торгов, вырос многократно. Качественно изменилась в лучшую сторону выпускаемая учебная и методическая литература. Пять лет назад выпускаемые труды были набором общих фраз, поиском позиций, а теперь они приближаются к современному мировому уровню как с точки зрения теории, так и практической пользы. Еще раз отмечу книгу, которая пережила второе издание – «История и исторический опыт. Подряды и торги в России»; в ней сегодняшние вопросы перекликаются с проблемами прошлого.
Какие ключевые моменты важны для развития торгов сегодня? Во-первых, создание пошаговых регламентов и инструкций, при которых различные условия конкурса и критерии оценок могут относиться в изменяемую часть документа. Во-вторых, проблема унификации – одна из главных. Нужно уменьшать количество местных регламентирующих документов, которые начинают по-своему менять установленные законодательством правила.
В-третьих, с колоссальным удовольствием я услышал практически в каждом выступлении призыв обучить поставщика. Дело в том, что заказчик имеет бюджетные деньги для обучения своих сотрудников, а поставщика очень трудно сагитировать, чтобы он платил за обучение. В крупных структурах поставщиков есть квалифицированные специалисты, которые знают все правила и законы в совершенстве. А массовый поставщик действительно нуждается в том, чтобы его научили, как все правильно делать, и нужно убедить его выделять на это обучение деньги.
Об информационном обеспечении конкурсных торгов. Есть такое
издание – «Бюллетень оперативной
информации «Московские Торги», в котором публикуются извещения обо всех конкурсах по размещению городского заказа в Москве. Нужно, чтобы финансирование этого издания осуществлялось в достаточных размерах, здесь экономить не надо. И об экспертизе: мы проводим конкурсы очень большой стоимости, на несколько миллиардов рублей, с большим количеством участников. Экспертиза оказалась очень полезным инструментом, благодаря ей эффективность торгов значительно возрастает. Сначала кажется, что платишь эксперту слишком много, а потом оказывается, что это тысячная или сотая доля процента от получаемого
выигрыша.

* * *
Обсуждение на конференции показало, что решение Правительства Москвы о создании Комитета по организации и проведению конкурсов и аукционов было своевременным шагом. Рост числа конкурсов, увеличение суммы городского заказа, размещаемого на конкурсной основе, способствуют повышению эффективности расходования бюджетных средств. А значит, надежно обеспечивается дальнейший экономический рост в столице.

 

 
Родственные Ссылки

· Ещё Московские торги N10
· Новости от Admin

Наиболее читаемая Статья про Московские торги N10
· Государственный заказ

Последние новости о Московские торги N10
· Бюджет

Версия для печати